Как поддержать ребенка в период подготовки к олимпиаде? Рекомендации родителям

Участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня является неотъемлемым элементом обучения в лицее, где часть предметов изучается на повышенном уровне.

Так как республиканская олимпиада по учебным предметам проводится в четыре этапа, то закономерно, что отношение учащихся к участию в каждом этапе отличается. Если старшеклассник достаточно легко и спокойно проходит первый – внутрилицейский – этап, то каждый следующий дается ему с большим трудом и волнением. Поэтому при прохождении каждого нового этапа олимпиады у старшеклассников повышается уровень тревожности и усиливается чувство ответственности за результат (не только перед собой, но и перед педагогом, лицеем, районом, областью).

Большинство проблем одаренных детей связано с их психосоциальной чувствительностью. Сомнения в своих силах, высокие ожидания и требования, которые предъявляются как со стороны самих детей, так и со стороны школы и семьи, стремление ставить высокие цели, критическое отношение к собственным достижениям, склонность преувеличивать значимость того или иного события, большие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, частые ситуации соперничества – все это и многое другое приводит к тому, что одаренный ребенок зачастую испытывает больший стресс, чем любой другой ребенок. 

Как же понять, увидеть, что ваш ребенок находится в стрессовом состоянии? Вот некоторые признаки, по которым можно предположить, что именно сейчас ему нужно особое внимание и поддержка со стороны семьи:

усиление кожной сыпи;

 головные боли;

тошнота;

 диарея;

мышечное напряжение;

 углубление и учащение дыхания;

учащенный пульс;

перепады артериального давления

 чувство общего недомогания;

 растерянность;

 паника;

 страх;

 неуверенность;

 тревога;

 депрессия;

 подавленность;

 раздражительность

чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете;

неприятные воспоминания о провалах на олимпиаде в прошлом (своих или чужих);

воображение отрицательных последствий неудачи на олимпиаде;

кошмарные сновидения;

ухудшение памяти;

снижение способности к концентрации внимания, рассеянность

стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к олимпиаде;

избегание любых напоминаний об олимпиаде;

уменьшение эффективности в учебе в период олимпиады;

вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящей олимпиаде;

увеличение употребления кофеина;

ухудшение сна и ухудшение аппетита

Главное, в чем нуждаются дети в стрессовой ситуации – это эмоциональная поддержка родных и близких. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен(а), что ты справишься», «Ты делаешь это хорошо», «Я уверен(-а), что тебе это по силам», «Надо приложить определенные усилия, но ты справишься».

Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации.

Юмор, как известно, помогает здорово снизить страх. К примеру, ребенок может мысленно пририсовать преподавателю длинные ушки, симпатичные рожки, повесить на него галстук в свинках или представить, как он будет выглядеть, если на него напялить платьице в оборках и цветочках. Здесь нет предела воображению!

Помните, что в стрессовой ситуации дети становятся особенно мнительными и тревожными, постарайтесь "подкармливать" их положительными эмоциями.

Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Её недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, в стрессовой ситуации полезно выпить несколько глотков воды.

В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут или через 30 минут после еды. Лучше всего подходит минеральная вода, можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.

Вторая проблема – это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них – правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «Перекрестный шаг» и проводится следующим образом (предложить родителям вместе выполнить данное упражнение): имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно; можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Обязательное условие выполнения этого упражнения – двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

Познакомьте ребенка со способами снятия нервно-психического напряжения:

·                      спортивные занятия;

·                      контрастный душ

·                      стирка белья;

·                      мытье посуды;

·                      скомкать лист бумаги и выбросить;

·                      слепить из газеты свое настроение;

·                      громко спеть свою любимую песню;

·                      покричать то громко, то тихо;

·                      вдохнуть глубоко 10 раз;

·                      погулять по лесу;

·                      потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и "буйную".

Наличие взаимопонимания и взаимоуважения в семье, сопереживание, «эмоциональные поглаживания», вербальные и невербальные позитивные подкрепления, уверенность родителей в том, что все будет хорошо, необходимы детям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий