Физическое насилие

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений, которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в его развитии. К физическому насилию относятся также телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Эти действия смогут осуществляться в виде:

- избиения

- истязания

- сотрясения

- удары

- пощечины

- таскания за уши

- прижигание горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами

- укусы

- душение

- топление

- вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя

- принуждение к приему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание

Определить, что ребенок стал жертвой физического насилия, можно по следующим признакам:

·        необъяснимо возникшие кровоподтеки

·        ушибы тела, ягодиц или головы

·        шрамы, следы связывания, следы от ногтей, следы от сжатия пальцами

·        следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной петли)

·        след от укуса на коже

·        наличие на голове участков кожи без волос

·        необъяснимые следы от ожогов (от кончика сигареты, ожоги по форме варежки или носка)

·        ожоги горячим предметом (от зажигалки, утюга и т.д.)

·        необъяснимые переломы костей, вывихи, раны

·        повреждения внутренних органов

·        необычное состояние ребенка (после насильственного приема алкоголя или лекарств)

При оценке последствий физического насилия для состояния здоровья детей необходимо учитывать не только физический вред, но и психологические последствия насилия. В ответ на физическую боль у ребенка возникает гнев, желание ответить тем же. Последующие проявления жестокости по отношению к другим воспринимаются окружающими как неконтролируемые агрессивные импульсы, что приводит ребенка к изоляции сверстниками и взрослыми.

         Детям, подвергающимся физическому насилию в семье, часто трудно поделиться тем, что родители их избивают, они нередко принимают точку зрения родителей на себя и свои поступки и стыдятся того, что их наказывают. Когда ребенка наказывают физически, он получает от значимых для него людей следующую информацию:

-         люди, которые вас больше всего любят – это те, которые вас бьют,

-         у вас есть право бить других членов семьи,

-         вы можете применять физическую силу по отношению к другим, когда другие методы не действуют.

Каждый случай физического наказания означает для ребенка, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Дети, с которыми так обращаются, лишены чувства безопасности, которое необходимо для нормального развития ребенка.

         Помимо боли и обиды ребенок испытывает гнев и сильное психическое напряжение. Травмирующие переживания накапливаются, готовые в любой момент вспыхнуть, когда появляется подходящая жертва.

         Основными последствиями физического насилия для детей являются отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям.

Последствия физического насилия могут проявляться в различных симптомах:

-         травматические стрессовые реакции – состояние страза и тревоги, нарушения сна, ночные страхи, бессонница, плохой аппетит, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), различные тики, психосоматические жалобы, настороженное отношение ко всем взрослым,

-         сверхагрессивность и импульсивное поведение – агрессивные деструктивные действия и поступки дома и в школе, задиристость, драчливость, агрессивность по отношению к другим детям,

-         подозрительность и недоверие – дети считают, что все потенциальные объекты любви опасны и непредсказуемы,

-         депрессия и суицидальное поведение – печаль и неспособность испытывать приятные ощущения, причинение увечий самим себе, суицидальные реакции, суицидальные попытки и желания,

-         низкая самооценка – со временем маскируется компенсаторными фантазиями всемогущества,

-         нарушения в развитии и познавательной деятельности – нарушения речи и говорения как результат заторможенности этих функций в случае, если ребенка часто наказывали за плач и крики,

-         нарушения в сфере межличностных отношений – плохой самоконтроль эмоций и поведения и, как правило, большие трудности в отношениях со сверстниками, меньшая популярность и большая замкнутость,

-         нарушения центральной нервной системы,

-         потеря интереса к школе – снижение познавательной мотивации, повышенная рассеянность, гиперактивность, специфические учебные затруднения, а в результате – школьная неуспеваемость.

Комментариев нет:

Отправить комментарий