Физическое насилие
Физическое
насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений,
которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные (требующие
медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут
к отставанию в его развитии. К физическому насилию относятся также телесные наказания, наносящие ущерб физическому
или психическому здоровью ребенка.
Эти
действия смогут осуществляться в виде:
- избиения
- истязания
- сотрясения
- удары
- пощечины
- таскания за уши
- прижигание горячими
предметами, жидкостями, зажженными сигаретами
- укусы
- душение
- топление
- вовлечение ребенка в
употребление наркотиков, алкоголя
- принуждение к приему
отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание
Определить,
что ребенок стал жертвой физического насилия, можно по следующим признакам:
·
необъяснимо возникшие кровоподтеки
·
ушибы тела, ягодиц или головы
·
шрамы, следы связывания, следы от
ногтей, следы от сжатия пальцами
·
следы от ударов предметами (ремнем,
палкой, следы от веревочной петли)
·
след от укуса на коже
·
наличие на голове участков кожи без волос
·
необъяснимые следы от ожогов (от кончика
сигареты, ожоги по форме варежки или носка)
·
ожоги горячим предметом (от зажигалки,
утюга и т.д.)
·
необъяснимые переломы костей, вывихи, раны
·
повреждения внутренних органов
·
необычное состояние ребенка (после
насильственного приема алкоголя или лекарств)
При
оценке последствий физического насилия для состояния здоровья детей необходимо
учитывать не только физический вред, но и психологические
последствия насилия. В ответ на физическую боль у ребенка возникает гнев,
желание ответить тем же. Последующие проявления жестокости по отношению к
другим воспринимаются окружающими как неконтролируемые агрессивные импульсы,
что приводит ребенка к изоляции сверстниками и взрослыми.
Детям,
подвергающимся физическому насилию в семье, часто трудно поделиться тем, что
родители их избивают, они нередко принимают точку зрения родителей на себя и
свои поступки и стыдятся того, что их наказывают. Когда ребенка наказывают
физически, он получает от значимых для него людей следующую информацию:
-
люди, которые вас больше всего любят –
это те, которые вас бьют,
-
у вас есть право бить других членов
семьи,
-
вы можете применять физическую силу по
отношению к другим, когда другие методы не действуют.
Каждый
случай физического наказания означает для ребенка, что он плохой, ненужный,
нелюбимый. Дети, с которыми так обращаются, лишены чувства безопасности, которое необходимо для нормального
развития ребенка.
Помимо
боли и обиды ребенок испытывает гнев и сильное психическое напряжение. Травмирующие
переживания накапливаются, готовые в любой момент вспыхнуть, когда появляется
подходящая жертва.
Основными
последствиями физического насилия для детей являются отсутствие контроля над
своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия
к людям.
Последствия
физического насилия могут проявляться в различных симптомах:
-
травматические
стрессовые реакции – состояние страза и тревоги, нарушения
сна, ночные страхи, бессонница, плохой аппетит, энурез (недержание мочи), энкопрез
(недержание кала), различные тики, психосоматические жалобы, настороженное
отношение ко всем взрослым,
-
сверхагрессивность
и импульсивное поведение – агрессивные деструктивные
действия и поступки дома и в школе, задиристость, драчливость, агрессивность по
отношению к другим детям,
-
подозрительность
и недоверие – дети считают, что все потенциальные
объекты любви опасны и непредсказуемы,
-
депрессия
и суицидальное поведение – печаль и неспособность
испытывать приятные ощущения, причинение увечий самим себе, суицидальные
реакции, суицидальные попытки и желания,
-
низкая
самооценка – со временем маскируется компенсаторными
фантазиями всемогущества,
-
нарушения
в развитии и познавательной деятельности – нарушения речи и
говорения как результат заторможенности этих функций в случае, если ребенка
часто наказывали за плач и крики,
-
нарушения
в сфере межличностных отношений – плохой самоконтроль
эмоций и поведения и, как правило, большие трудности в отношениях со
сверстниками, меньшая популярность и большая замкнутость,
-
нарушения
центральной нервной системы,
-
потеря
интереса к школе – снижение познавательной мотивации,
повышенная рассеянность, гиперактивность, специфические учебные затруднения, а
в результате – школьная неуспеваемость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий