Психологическое (эмоциональное) насилие
Психологическое насилие –
это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или
безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в
себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение
социализации ребенка.
Формы психологического насилия:
·
отвержение
– вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие
его достоинство:
- враждебное отношение к ребенку,
умаление его ценности, унижение, в том числе публичное
- высмеивание ребенка за проявление
естественных эмоций (любви, горя, печали и т.п.)
- превращение ребенка в «козла
отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания и т.п.
·
терроризирование
– взрослый создает атмосферу страха угрозами убить ребенка, причинить ему
физический вред, поместить в опасное или страшное место:
- помещение ребенка в непредсказуемые
или хаотичные обстоятельства,
- оставление его в опасной ситуации,
- угроза совершения насилия над самим
ребенком,
- нереалистичные ожидания от ребенка,
постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказать за невыполнение,
- угроза совершения насилия над тем,
кого ребенок любит (включая домашних животных)
·
изоляция
– последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться
и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его, тем самым
формирующие у ребенка представление о том, что он один в этом мире и не может
ни на кого полагаться:
- необоснованное ограничение
свободного передвижения ребенка,
- необоснованное ограничение или
запрещение социальных контактов со сверстниками или взрослыми в его среде
·
эксплуатация/развращение:
- побуждение к антисоциальному
поведению: занятию проституцией, порнографией, преступной деятельности,
употреблению наркотиков, жестокости по отношению к другим;
- формирование поведения, не
соответствующего уровню развития ребенка (инфантилизм, вынужденное принятие на
себя роли взрослого);
- воспрепятствование естественному
развитию ребенка: лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания
·
игнорирование
– отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию,
лишение его эмоциональной стимуляции:
- нежелание или неспособность
взрослого взаимодействовать с ребенком;
- взаимодействие с ребенком только в
случае крайней необходимости;
- отсутствие проявлений привязанности
к ребенку, любви, заботы
Особенности личности и
поведения ребенка-жертвы:
– эмоциональная
невосприимчивость, равнодушие,
–
грусть или выраженная депрессия,
–
замкнутость в себе, задумчивость или,
наоборот, агрессивность,
–
если ребенок «приклеивается» к любому
взрослому в поисках внимания и тепла,
–
ночные приступы страха, плохой сон,
–
отсутствие интереса к общению,
–
ночной и\или дневной энурез,
–
психосоматические жалобы: головная боль,
боли в животе и области сердца, сообщение ребенка, что ему плохо и т.д.,
–
замедление физического и общего развития
ребенка,
–
длительно сохраняющееся подавленное
состояние,
–
чрезмерная уступчивость,
–
заискивающее, сверхугодливое поведение,
–
склонность к уединению,
–
отсутствие навыков и умений для
налаживания взаимоотношений с другими людьми любого возраста,
–
угрозы или попытки самоубийства,
–
высокий уровень тревожности,
–
нарушение аппетита,
–
низкая самооценка,
–
плохая успеваемость.
Особенности поведения
взрослых, позволяющие заподозрить психологическое насилие в
отношении ребенка:
1.
нежелание взрослого утешить ребенка, который действительно в этом нуждается
2.
публичное обвинение ребенка, бесконечные обвинения, оскорбления, брань в его
адрес
3.
отождествление ребенка с нелюбимым и ненавистным родственником ребенка
4.
перекладывание на ребенка ответственности за неудачи взрослого
5.
постоянное сверхкритичное отношение к ребенку
6.
открытое признание в нелюбви
7.
ненависть по отношению к ребенку, которая не скрывается, а в определенных
ситуациях – подчеркивается.
Дети-жертвы
насилия ощущают себя не такими, как другие, недостойными любви, плохими, «грязными»,
бесполезными. Они никому, и прежде всего взрослым, не доверяют. Эти дети имеют
крайне слабый контакт со своим телом и со своими подлинными чувствами, у них
часто нарушены границы личностного пространства.
Постоянные
переживания отрицательных эмоций из-за конфликтов, ссор, агрессии и насилия, а
также невозможность признаться кому-либо в своих бедах и хоть немного облегчить
свою душу, приводят к тому, что чувства ребенка как бы замораживаются.
Возникает своего рода «эмоциональная тупость», которая заглушает боль. Без
этого просто не выжить. У них хуже развита способность к эмпатии, они не
способны понимать чувства других людей, сопереживать им. Родительское отвержение,
как правило, приводит к дефициту самоуважения и уверенности в себе,
эмоциональной нестабильности, а также чрезмерной агрессивности у детей. По мере
взросления для них характерны постоянные поиски различных «стимуляторов
удовольствий».
Комментариев нет:
Отправить комментарий