Психологическое (эмоциональное) насилие

Психологическое насилие – это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации ребенка.

Формы психологического насилия:

·        отвержение – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство:

- враждебное отношение к ребенку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное

- высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.п.)

- превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания и т.п.

·        терроризирование – взрослый создает атмосферу страха угрозами убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:

- помещение ребенка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства,

- оставление его в опасной ситуации,

- угроза совершения насилия над самим ребенком,

- нереалистичные ожидания от ребенка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказать за невыполнение,

- угроза совершения насилия над тем, кого ребенок любит (включая домашних животных)

·        изоляция – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его, тем самым формирующие у ребенка представление о том, что он один в этом мире и не может ни на кого полагаться:

- необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка,

- необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов со сверстниками или взрослыми в его среде

·        эксплуатация/развращение:

- побуждение к антисоциальному поведению: занятию проституцией, порнографией, преступной деятельности, употреблению наркотиков, жестокости по отношению к другим;

- формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка (инфантилизм, вынужденное принятие на себя роли взрослого);

- воспрепятствование естественному развитию ребенка: лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания

·        игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции:

- нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;

- взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;

- отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы

Особенности личности и поведения ребенка-жертвы:

эмоциональная невосприимчивость, равнодушие,

       грусть или выраженная депрессия,

       замкнутость в себе, задумчивость или, наоборот, агрессивность,

       если ребенок «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла,

       ночные приступы страха, плохой сон,

       отсутствие интереса к общению,

       ночной и\или дневной энурез,

       психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, сообщение ребенка, что ему плохо и т.д.,

       замедление физического и общего развития ребенка,

       длительно сохраняющееся подавленное состояние,

       чрезмерная уступчивость,

       заискивающее, сверхугодливое поведение,

       склонность к уединению,

       отсутствие навыков и умений для налаживания взаимоотношений с другими людьми любого возраста,

       угрозы или попытки самоубийства,

       высокий уровень тревожности,

       нарушение аппетита,

       низкая самооценка,

       плохая успеваемость.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психологическое насилие в отношении ребенка:

1. нежелание взрослого утешить ребенка, который действительно в этом нуждается

2. публичное обвинение ребенка, бесконечные обвинения, оскорбления, брань в его адрес

3. отождествление ребенка с нелюбимым и ненавистным родственником ребенка

4. перекладывание на ребенка ответственности за неудачи взрослого

5. постоянное сверхкритичное отношение к ребенку

6. открытое признание в нелюбви

7. ненависть по отношению к ребенку, которая не скрывается, а в определенных ситуациях – подчеркивается.

Дети-жертвы насилия ощущают себя не такими, как другие, недостойными любви, плохими, «грязными», бесполезными. Они никому, и прежде всего взрослым, не доверяют. Эти дети имеют крайне слабый контакт со своим телом и со своими подлинными чувствами, у них часто нарушены границы личностного пространства.

Постоянные переживания отрицательных эмоций из-за конфликтов, ссор, агрессии и насилия, а также невозможность признаться кому-либо в своих бедах и хоть немного облегчить свою душу, приводят к тому, что чувства ребенка как бы замораживаются. Возникает своего рода «эмоциональная тупость», которая заглушает боль. Без этого просто не выжить. У них хуже развита способность к эмпатии, они не способны понимать чувства других людей, сопереживать им. Родительское отвержение, как правило, приводит к дефициту самоуважения и уверенности в себе, эмоциональной нестабильности, а также чрезмерной агрессивности у детей. По мере взросления для них характерны постоянные поиски различных «стимуляторов удовольствий».

Комментариев нет:

Отправить комментарий