Старший ребенок – тоже ребенок!

Первенцам обычно достаются и воспитательные эксперименты, и родительские комплексы. Они, как правило, получают максимум заботы от всех членов семьи, если, конечно, семья является благополучной. Первенцев водят на всевозможные кружки, им читают книжки, с ними много разговаривают, играют, всячески развивают. Бабушки и дедушки еще молоды и здоровы, так что тоже с энтузиазмом занимаются единственным (пока еще) внуком.

После рождения второго ребенка градус воспитательного внимания несколько падает. Привыкший к абсолютному вниманию и участию со стороны взрослых, ребенок вдруг становится предоставлен сам себе, освобождаясь от излишней опеки. У ребенка сразу существенно расширяется личное пространство, им уже так не интересуются взрослые. Он становится более самостоятельным.

Со многими своими проблемами он уже не идет к родителям, поскольку они заняты другим ребенком – в результате даже в самом идеальном случае и при минимальной ревности старший ребенок обычно более тревожен и менее эмоционально устойчив.

Зачастую после рождения второго ребенка старшим достается меньше благ и внимания. И лучше воспитывают младших детей, ведь на первых приобретался опыт, а к рождению младших родители уже понимают «что почем», что нужно делать, а без чего можно обойтись. Бывает и так, что именно к рождению младшего у папы просыпается «отцовское чувство».

Вообще, появление младшего брата или сестры – зона риска для эмоционального состояния первенца. Родители должны быть максимально терпимыми и внимательными в этот период к старшему ребенку. Главная задача — избежать возникновения у него чувства ревности и негатива к малышу. Маме и папе стоит уделять ему на первых порах даже больше внимания, чем раньше — чтобы он понял, что всеми любим по-прежнему, что его роли в семье никто не угрожает.

При воспитании старшего ребенка важно помнить, что детские плечи еще очень хрупки, и не стоит взваливать на них родительские заботы, нельзя приносить в жертву его детство. Ему тоже хочется побегать и поиграть с ребятами, ему тоже хочется персонального внимания от родителей. Это не значит, что старший ребенок вообще не должен помогать родителям с младшими. Однако это должно быть очень дозировано и, по возможности, с согласия ребенка.

Время от времени для старшего ребенка (как, впрочем, и для каждого) необходимо устраивать «папин» или «мамин» день — время, когда кто-то из родителей всецело «принадлежит» одному чаду и ни на что не отвлекается. В этот день можно пооткровенничать и наобниматься, сходить в парк или в кино, или весь день играть дома, делать все,  что любит ребенок.

Еще одна особенность воспитания старшего ребенка в семье, которой часто грешат родители – ему часто твердят: «Ты должен уступать». Но ведь на самом деле, он ничего не должен. От такого непосильного груза ответственности у старшего ребенка зачастую остается от детства только чувство горечи.

Отчасти из-за привычки рассчитывать только на свои силы и идти своим путем старшие дети испытывают по сравнению с другими детьми большие трудности в приобретении друзей. Они обычно имеют только одного близкого друга. Им свойственна повышенная чувствительность к проявлениям личного неуважения и нетерпимость к чужим ошибкам. Ему часто свойственны ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Он может чувствовать себя в ответе за продолжение семейных традиций, часто становится лидером. Довольно распространенной психологической проблемой старших детей является тревога не оправдать ожидания родителей и других авторитетных фигур (начальников, учителей, тренеров и т.д.). Им очень трудно научиться расслабляться и получать истинное удовольствие от жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий