Первенцам обычно достаются и воспитательные эксперименты, и родительские комплексы. Они, как правило, получают максимум заботы от всех членов семьи, если, конечно, семья является благополучной. Первенцев водят на всевозможные кружки, им читают книжки, с ними много разговаривают, играют, всячески развивают. Бабушки и дедушки еще молоды и здоровы, так что тоже с энтузиазмом занимаются единственным (пока еще) внуком.
После рождения второго
ребенка градус воспитательного внимания несколько падает. Привыкший к абсолютному
вниманию и участию со стороны взрослых, ребенок вдруг становится предоставлен
сам себе, освобождаясь от излишней опеки. У ребенка сразу существенно расширяется
личное пространство, им уже так не интересуются взрослые. Он становится более
самостоятельным.
Со многими своими
проблемами он уже не идет к родителям, поскольку они заняты другим ребенком – в
результате даже в самом идеальном случае и при минимальной ревности старший ребенок
обычно более тревожен и менее эмоционально устойчив.
Зачастую после рождения
второго ребенка старшим достается меньше благ и внимания. И лучше воспитывают
младших детей, ведь на первых приобретался опыт, а к рождению младших родители
уже понимают «что почем», что нужно делать, а без чего можно обойтись. Бывает и
так, что именно к рождению младшего у папы просыпается «отцовское чувство».
Вообще, появление
младшего брата или сестры – зона риска для эмоционального состояния первенца.
Родители должны быть максимально терпимыми и внимательными в этот период к
старшему ребенку. Главная задача — избежать возникновения у него чувства
ревности и негатива к малышу. Маме и папе стоит уделять ему на первых порах
даже больше внимания, чем раньше — чтобы он понял, что всеми любим по-прежнему,
что его роли в семье никто не угрожает.
При воспитании старшего
ребенка важно помнить, что детские плечи еще очень хрупки, и не стоит
взваливать на них родительские заботы, нельзя приносить в жертву его детство.
Ему тоже хочется побегать и поиграть с ребятами, ему тоже хочется персонального
внимания от родителей. Это не значит, что старший ребенок вообще не должен
помогать родителям с младшими. Однако это должно быть очень дозировано и, по
возможности, с согласия ребенка.
Время от времени для старшего
ребенка (как, впрочем, и для каждого) необходимо устраивать «папин» или «мамин»
день — время, когда кто-то из родителей всецело «принадлежит» одному чаду и ни
на что не отвлекается. В этот день можно пооткровенничать и наобниматься,
сходить в парк или в кино, или весь день играть дома, делать все, что любит ребенок.
Еще одна особенность
воспитания старшего ребенка в семье, которой часто грешат родители – ему часто
твердят: «Ты должен уступать». Но ведь на самом деле, он ничего не должен. От
такого непосильного груза ответственности у старшего ребенка зачастую остается
от детства только чувство горечи.
Отчасти из-за привычки
рассчитывать только на свои силы и идти своим путем старшие дети испытывают по
сравнению с другими детьми большие трудности в приобретении друзей. Они обычно
имеют только одного близкого друга. Им свойственна повышенная чувствительность
к проявлениям личного неуважения и нетерпимость к чужим ошибкам. Ему часто
свойственны ответственность, добросовестность, стремление к достижениям,
честолюбие. Он может чувствовать себя в ответе за продолжение семейных
традиций, часто становится лидером. Довольно распространенной психологической
проблемой старших детей является тревога не оправдать ожидания родителей и
других авторитетных фигур (начальников, учителей, тренеров и т.д.). Им очень
трудно научиться расслабляться и получать истинное удовольствие от жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий