Положение среднего ребенка в семье сложно определить однозначно — сначала был младшим, потом этот статус потерял, но на место самого старшего так и не перешел. Именно из-за этой множественности ролей средние дети часто обладают покладистым характером, лучше всего адаптируются к новым обстоятельствам, справляются с изменениями. Им, возможно, достается чуть меньше родительского внимания, зато больше свободы: забота о младшем вновь ложится на самого старшего ребенка, оставляя среднему самое приятное — играть с малышом и защищать его.
У средних детей очень
развиты социальные навыки им комфортно в любой
компании. Они
умеют договариваться и ладить с различными людьми, поскольку были вынуждены
научиться жить в мире со своими старшими и младшими братьями и сестрами,
наделенными разными характерами. Из-за своего «серединного»
положения они менее всего ощущают себя в борьбе за свою роль
в семье, поэтому, как правило, наименее конфликтны
и амбициозны — разумеется, при условии, что они не обделены
родительским вниманием.
Из-за нежелания участвовать в соперничестве они
могут даже отодвигаться другими детьми на второй план или подвергаться
насмешкам — но, в отличие от старших или младших, это положение
является для них менее травмирующим фактором, чаще всего они его просто
не замечают.
Средние дети легко воспринимают
новую для себя обстановку, весьма сговорчивы и неконфликтны. Такие
дети чаще всего выбирают себе дело по душе, а не из-за чувства долга,
практических соображений или рекомендаций родителей.
Однако, средний ребенок вынужден соревноваться как со
старшим, более умелым, сильным, так и с младшим, беспомощным и более зависимым.
У средних детей часто возникают проблемы с нахождением своего
места в семье: он уже большой или еще
маленький, относится к старшим или младшим? Он сомневается,
с кого брать пример, на чье поведение ориентироваться.
В результате средний ребенок может колебаться между
попытками походить на старшего и попытками снова вернуться к роли опекаемого
младенца, не имея твердых ориентиров для выделения своей индивидуальности.
Средний ребенок, поскольку он лишен прав старшего
ребенка и привилегий младшего, часто чувствует несправедливость жизни. В своиx
попытках почувствовать собственную значимость средние дети пытаются соревноваться
с остальными и, если единственный способ утвердиться в семье, ориентированной
на достижение результатов, — это стать разрушителем, они делают это. Они могут
становиться саморазрушителями, например, пить и есть слишком, а могут стать
социальными нарушителями. Часто они могут просто сформировать надоедливые,
привлекающие внимание привычки.
Александр Кузнецов советует находить сильные стороны
среднего ребенка: «Если ребенок часто уступает в играх остальным,
необходимо найти ему такое занятие, в котором он будет лучше всех.
Это станет для него волшебной палочкой, поможет чувствовать себя сильнее,
увереннее. Чтобы никто из детей не чувствовал себя "хуже других",
ни в коем случае нельзя устраивать соревнование, сравнивая детей между
собой. Сравнивать ребенка можно только с самим собой —
но вчерашним: это каждому дарит оптимизм».
Комментариев нет:
Отправить комментарий