Эффект "сэндвича"

 Положение среднего ребенка в семье сложно определить однозначно — сначала был младшим, потом этот статус потерял, но на место самого старшего так и не перешел. Именно из-за этой множественности ролей средние дети часто обладают покладистым характером, лучше всего адаптируются к новым обстоятельствам, справляются с изменениями. Им, возможно, достается чуть меньше родительского внимания, зато больше свободы: забота о младшем вновь ложится на самого старшего ребенка, оставляя среднему самое приятное — играть с малышом и защищать его.

У средних детей очень  развиты социальные навыки им комфортно в любой компании. Они умеют договариваться и ладить с различными людьми, поскольку были вынуждены научиться жить в мире со своими старшими и младшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами. Из-за своего «серединного» положения они менее всего ощущают себя в борьбе за свою роль в семье, поэтому, как правило, наименее конфликтны и амбициозны — разумеется, при условии, что они не обделены родительским вниманием.

Из-за нежелания участвовать в соперничестве они могут даже отодвигаться другими детьми на второй план или подвергаться насмешкам — но, в отличие от старших или младших, это положение является для них менее травмирующим фактором, чаще всего они его просто не замечают.

Средние дети легко воспринимают новую для себя обстановку, весьма сговорчивы и неконфликтны. Такие дети чаще всего выбирают себе дело по душе, а не из-за чувства долга, практических соображений или рекомендаций родителей.

Однако, средний ребенок вынужден соревноваться как со старшим, более умелым, сильным, так и с младшим, беспомощным и более зависимым. У средних детей часто возникают проблемы с нахождением своего места в семье: он уже большой или еще маленький, относится к старшим или младшим? Он сомневается, с кого брать пример, на чье поведение ориентироваться.

В результате средний ребенок может колебаться между попытками походить на старшего и попытками снова вернуться к роли опекаемого младенца, не имея твердых ориентиров для выделения своей индивидуальности.

Средний ребенок, поскольку он лишен прав старшего ребенка и привилегий младшего, часто чувствует несправедливость жизни. В своиx попытках почувствовать собственную значимость средние дети пытаются соревноваться с остальными и, если единственный способ утвердиться в семье, ориентированной на достижение результатов, — это стать разрушителем, они делают это. Они могут становиться саморазрушителями, например, пить и есть слишком, а могут стать социальными нарушителями. Часто они могут просто сформировать надоедливые, привлекающие внимание привычки.

Александр Кузнецов советует находить сильные стороны среднего ребенка: «Если ребенок часто уступает в играх остальным, необходимо найти ему такое занятие, в котором он будет лучше всех. Это станет для него волшебной палочкой, поможет чувствовать себя сильнее, увереннее. Чтобы никто из детей не чувствовал себя "хуже других", ни в коем случае нельзя устраивать соревнование, сравнивая детей между собой. Сравнивать ребенка можно только с самим собой — но вчерашним: это каждому дарит оптимизм».

Комментариев нет:

Отправить комментарий