Своеобразно развивается младший ребенок в семье. Он
так же, как единственный ребенок, никогда не был травмирован появлением новорожденного.
Ему уделяется много внимания, поскольку все остальные члены семьи чувствуют
некоторую ответственность за него. И может быть честолюбивым, хитрым и
эгоистичным, ведь он занимает исключительное положение, все время балансирует
на грани особого отношения к нему родителей и необходимостью поддерживать
нормальные взаимоотношения с братьями и сестрами.
Младший ребенок беззаботен и готов принимать чужое
покровительство и поддержку. Ему прощается больше, чем остальным детям, и он
просто привыкает ожидать от жизни только хорошего, поэтому в итоге оказывается
великим оптимистом. Для своей семьи он может навсегда остаться ребенком. Да и
родители относятся менее требовательно к его достижениям. В связи с этим
оказывают на него меньшее давление. Поэтому, как вы можете догадаться, он
меньшего и достигает.
Основные проблемы младшего ребенка связаны с
самодисциплиной и трудностью принятия решений, поскольку обычно рядом был
кто-то старший и мудрый, который принимал решения за малыша. Он продолжает
ожидать, что другие (например, супруг или супруга) решат за него его проблемы.
Он также может броситься в другую крайность: отвергать любую помощь. Младший
ребенок знает, что силой в близких отношениях ничего не добьешься, и часто
вырабатывает манипулятивные пути достижения желаемого, демонстративно обижаясь
или пытаясь очаровать. Если в семье его чрезмерно опекали, то, выбирая
партнером по браку старшего ребенка, он может бороться впоследствии против
контроля и опеки супруга. Младший ребенок, с которым хорошо обращались в
детстве, обычно не имеет трудностей в общении и популярен среди друзей.
Он может оказаться бунтарем, если о нем слишком много
заботятся или руководят им, и в итоге прийти к защите слабых людей в обществе.
Он занят ниспровержением общественных установлений и будет враждовать с
иерархией, но без прямой конфронтации. Он обычно имеет «приключенческий» подход
к жизни и легко берется за новое.Он тем или иным образом старается всю жизнь
догнать старших, но ему это не удается, если только он не изберет абсолютно
другое поле деятельности и жизненный стиль, в которых он может преуспеть
благодаря своим собственным склонностям. Несмотря на свою склонность к бунту
против авторитетов, младший скорее будет последователем, чем лидером, и сможет
с легкостью угождать лидеру, который ему понравился. Если же он окажется в позиции
лидера, его последователи будут любить его, и его авторитет не будет
приниматься слишком серьезно. В основном, младший ребенок остается зависимым от
других, даже если бунтует против правил. Он часто выбирает более старшего
партнера и впоследствии борется против его контроля.
Сама специфика взаимоотношений братьев и сестер будет
зависеть от того, сравнивают ли родители детей друг с другом. Проводят ли
параллели в отношении их умственных и физических способностей. Когда возникают упреки в том, что какой-то ребенок не такой,
начинается жесткая конкурентная борьба между детьми, чтобы показать свою индивидуальность и
заслужить любовь родителей.
В многодетных семьях третьи и четвертые дети вынуждены
рано приобретать опыт общения. Они умеют постоять за себя, легко адаптируются в
детских коллективах. Они общительны, энергичны, гибки в отношениях с людьми.
Средние дети, общаясь со старшим, стремятся не отстать от него и быстро
взрослеют рядом с ним. Они умеют без унижения подчиняться старшему и руководить
младшими без заносчивости. И так естественно формируется чутье иерархии, когда
люди знают как когда и с кем себя вести.
Младшим в семье свойственен
перфекционизм, и это является одной из зон психологического риска
для такого ребенка: они сложно переживают поражение или положение
«не самого лучшего». Кроме того, младшие дети любят производить
впечатление, могут восхитить близких каким-то исключительным сюрпризом или
подарком, но не умеют планомерно заботиться о других — привыкнув
эту заботу принимать.
Способности к манипулированию надолго задерживают в младших детях развитие ответственности за свои поступки в семье. Родителям нужно быть максимально внимательными, чтобы их «младшенькие» научились отвечать за свои поступки, выполнять определенные обязанности по дому. Александр Кузнецов уверен, что с конфликтами можно справиться: «Если возникла конфликтная ситуация, пусть в ее обсуждении принимает участие вся семья, пусть дети вместе с родителями ищут выход из нее. Обычно в таких беседах дети предлагают множество отличных вариантов решения».
Комментариев нет:
Отправить комментарий