Эмоциональное состояние ученика, его настрой перед экзаменом оказывают значительное влияние на итоговые результаты. Конечно, далеко не каждый ученик будет нуждаться в поддержке, да и не нужно стремиться к полной расслабленности и спокойствию: определенный уровень тревоги мобилизует и мотивирует выпускников.
Поэтому для начала надо определить, кому
из выпускников приходится в эмоциональном смысле особенно трудно. Простейшим
способом выявления таких школьников может стать упражнение «Заверши
незаконченное предложение».
Варианты
заданий:
·
Самое
главное для меня сейчас…
·
Когда
я думаю о предстоящих экзаменах…
·
Мне
кажется, что сдать выпускные экзамены…
·
На
экзамене самое трудное…
·
В
последнее время я чувствую себя…
·
Мое
настроение сейчас…
Что должно насторожить классного
руководителя в полученных результатах? Прежде всего – если ученик говорит о
том, как сильно его беспокоит экзамен. Ответы типа «самое главное для меня
сейчас – успокоиться, перестать волноваться», «когда я думаю об экзаменах, я
начинаю бояться», «мое настроение сейчас всё время плохое» могут указывать на
чрезмерно высокий уровень тревоги. С такими детьми имеет смысл побеседовать
индивидуально, расспросить о том, что их тревожит. Не следует утешать ребенка
словами типа «не нужно так переживать», легче ему от этого не станет. Вместо
этого можно использовать определенные варианты поддержки.
- Поговорить с ребенком о том, что
тревогой и беспокойством, как и любыми другими состояниями, можно научиться
управлять. (Вспомните известный афоризм: «Смелый – это не тот, кто не боится, а
тот, кто смог победить свой страх»).
- Научить таких школьников использовать
элементы дыхательной гимнастики (например, дыхание на счет).
- По возможности поговорить с
родителями, выяснить, что они говорят детям дома, как настраивают их на
предстоящие экзамены. Зачастую родители, желая повысить мотивацию ребенка,
излишне накручивают его и создают дома очень тревожную обстановку. В этом
случае лучше порекомендовать мамам и папам высказывать более спокойное
отношение к экзамену.
Следует также обратить внимание на
учеников, которые дают ответы типа «сдать выпускные экзамены я не смогу»,
«когда я думаю о предстоящих экзаменах, я боюсь, что не сдам». Ожидание неудачи
также негативно влияет на результаты экзамена. В разговоре с такими
выпускниками следует обратить внимание на их прошлые достижения: хорошо
выполненные контрольные, удачно сданные работы. Можно попросить школьника
перечислить то, что он точно сможет сделать: решить задачи части А, например. С
некоторыми учащимися можно доводить ситуацию вплоть до абсурда: «Ну ты же
сможешь как минимум подписать свой экзаменационный лист!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий