Эмоциональное состояние ученика, его настрой перед экзаменом оказывают значительное влияние на итоговые результаты. Конечно, далеко не каждый ученик будет нуждаться в поддержке, да и не нужно стремиться к полной расслабленности и спокойствию: определенный уровень тревоги мобилизует и мотивирует выпускников.

Поэтому для начала надо определить, кому из выпускников приходится в эмоциональном смысле особенно трудно. Простейшим способом выявления таких школьников может стать упражнение «Заверши незаконченное предложение».

Варианты заданий:

·         Самое главное для меня сейчас…

·         Когда я думаю о предстоящих экзаменах…

·         Мне кажется, что сдать выпускные экзамены…

·         На экзамене самое трудное…

·         В последнее время я чувствую себя…

·         Мое настроение сейчас…

Что должно насторожить классного руководителя в полученных результатах? Прежде всего – если ученик говорит о том, как сильно его беспокоит экзамен. Ответы типа «самое главное для меня сейчас – успокоиться, перестать волноваться», «когда я думаю об экзаменах, я начинаю бояться», «мое настроение сейчас всё время плохое» могут указывать на чрезмерно высокий уровень тревоги. С такими детьми имеет смысл побеседовать индивидуально, расспросить о том, что их тревожит. Не следует утешать ребенка словами типа «не нужно так переживать», легче ему от этого не станет. Вместо этого можно использовать определенные варианты поддержки.

- Поговорить с ребенком о том, что тревогой и беспокойством, как и любыми другими состояниями, можно научиться управлять. (Вспомните известный афоризм: «Смелый – это не тот, кто не боится, а тот, кто смог победить свой страх»).

- Научить таких школьников использовать элементы дыхательной гимнастики (например, дыхание на счет).

- По возможности поговорить с родителями, выяснить, что они говорят детям дома, как настраивают их на предстоящие экзамены. Зачастую родители, желая повысить мотивацию ребенка, излишне накручивают его и создают дома очень тревожную обстановку. В этом случае лучше порекомендовать мамам и папам высказывать более спокойное отношение к экзамену.

Следует также обратить внимание на учеников, которые дают ответы типа «сдать выпускные экзамены я не смогу», «когда я думаю о предстоящих экзаменах, я боюсь, что не сдам». Ожидание неудачи также негативно влияет на результаты экзамена. В разговоре с такими выпускниками следует обратить внимание на их прошлые достижения: хорошо выполненные контрольные, удачно сданные работы. Можно попросить школьника перечислить то, что он точно сможет сделать: решить задачи части А, например. С некоторыми учащимися можно доводить ситуацию вплоть до абсурда: «Ну ты же сможешь как минимум подписать свой экзаменационный лист!»

Назад

Комментариев нет:

Отправить комментарий