Роль критики в воспитании ребенка. Правила критики
Как часто родители
критикуют своих детей? Задумавшись, многие ответят: «Честно говоря, каждый
день». Действительно, разве можно представить себе воспитание ребенка без
критики? Наверное, нет. Критика в воспитании детей была, есть и будет. Без
этого не обходится ни одна семья.
В чем же заключается роль
критики? Это:
- получение новых знаний и опыта (пусть даже этот
опыт основан на ошибках);
- анализ поведения ребенка и его поступков;
- разбор ошибок и поиск путей их решения;
- выработка стратегии поведения на будущее («В
следующий раз сделай так…»);
- учит ребенка быть гибким, правильно реагировать
на замечания;
- учит ребенка доводить до конца то дело, которое
начал.
Несмотря на то, что
критика настолько полезна в воспитании детей, именно она становится одной из
самых частых причин непростых отношений между взрослыми и детьми. Это
обусловлено тем, что критикуемые люди (не только дети) сталкиваются с укором,
упреками, оскорблениями, неодобрением и непониманием. Отчего так происходит?
Критика бывает конструктивная (направленная на
развитие) и деструктивная
(направленная на разрушение). Что делает критику деструктивной? Очень часто взрослые
делают одинаковые ошибки:
-
взрослые слишком уверены в своей правоте, выступают категоричными
судьями;
-
они не проявляют уважения к чувствам и деятельности детей;
-
не замечают достижений детей;
-
употребляют много слов с частицей «не», что настраивает на
отрицательный результат.
Итак, чтобы ребенок
адекватно воспринимал родительскую критику, она должна быть конструктивной. Как
этого добиться?
Высказывая свое мнение о поведении ребенка, даже очень справедливое,
необходимо соблюдать следующие правила:
1. Хвалите при людях,
высказывайте претензии наедине.
2. Учитывайте ситуацию –
при некоторых обстоятельствах выполнить задачу легче, в некоторых – труднее.
3. Интересуйтесь, что сам
ребенок думает по поводу сложившейся ситуации и как планирует ее исправлять. И
слушайте.
4. Говорите конкретно.
Фразы типа: «Опять ты все испортил!» очень задевают, но совершенно непонятны.
5. Говорите о ситуации, не
переходя на личности.
6. Аргументируйте, приводя
примеры.
7. Больше говорите о том,
каким хотите видеть результат, а не о том, что не устраивает Вас сейчас.
8. Используйте правило
конструктивной критики «Плюс-помощь-плюс»:
- Отметьте, ЧТО именно сейчас
уже хорошо (Это важный пункт – он фиксирует то, что Вас устраивает в ситуации,
результате, действии или поведении, и помогает войти в контакт);
- Скажите, что и как можно
добавить или изменить (Здесь важно быть очень конкретным: рассказать, как
делать правильно, на Ваш взгляд);
- Расскажите, что будет в
результате.
9. Не переходите на крик. Кто-то просто испугается и
перестанет Вас слышать, а кто-то в ответ на крик начнет свое нападение.
10. Сохраняйте уверенность и спокойствие. Критика лучше
воспринимается от уверенных спокойных людей.
Для подготовки материала использованы открытые Интернет-источники
Для подготовки материала использованы открытые Интернет-источники
Комментариев нет:
Отправить комментарий