«Я тебя люблю. Но…»

 Роль критики в воспитании ребенка. Правила критики


Как часто родители критикуют своих детей? Задумавшись, многие ответят: «Честно говоря, каждый день». Действительно, разве можно представить себе воспитание ребенка без критики? Наверное, нет. Критика в воспитании детей была, есть и будет. Без этого не обходится ни одна семья.
В чем же заключается роль критики? Это:
- получение новых знаний и опыта (пусть даже этот опыт основан на ошибках);
- анализ поведения ребенка и его поступков;
- разбор ошибок и поиск путей их решения;
- выработка стратегии поведения на будущее («В следующий раз сделай так…»);
- учит ребенка быть гибким, правильно реагировать на замечания;
- учит ребенка доводить до конца то дело, которое начал.
Несмотря на то, что критика настолько полезна в воспитании детей, именно она становится одной из самых частых причин непростых отношений между взрослыми и детьми. Это обусловлено тем, что критикуемые люди (не только дети) сталкиваются с укором, упреками, оскорблениями, неодобрением и непониманием. Отчего так происходит?     
Критика бывает конструктивная (направленная на развитие) и деструктивная (направленная на разрушение). Что делает критику деструктивной? Очень часто взрослые делают одинаковые ошибки:
-                    взрослые слишком уверены в своей правоте, выступают категоричными судьями;
-                    они не проявляют уважения к чувствам и деятельности детей;
-                    не замечают достижений детей;
-                    употребляют много слов с частицей «не», что настраивает на отрицательный результат.
Итак, чтобы ребенок адекватно воспринимал родительскую критику, она должна быть конструктивной. Как этого добиться?
Высказывая свое мнение о поведении ребенка, даже очень справедливое, необходимо соблюдать следующие правила:
1. Хвалите при людях, высказывайте претензии наедине.
2. Учитывайте ситуацию – при некоторых обстоятельствах выполнить задачу легче, в некоторых – труднее.
3. Интересуйтесь, что сам ребенок думает по поводу сложившейся ситуации и как планирует ее исправлять. И слушайте.
4. Говорите конкретно. Фразы типа: «Опять ты все испортил!» очень задевают, но совершенно непонятны.
5. Говорите о ситуации, не переходя на личности.
6. Аргументируйте, приводя примеры.
7. Больше говорите о том, каким хотите видеть результат, а не о том, что не устраивает Вас сейчас.
8. Используйте правило конструктивной критики «Плюс-помощь-плюс»:
- Отметьте, ЧТО именно сейчас уже хорошо (Это важный пункт – он фиксирует то, что Вас устраивает в ситуации, результате, действии или поведении, и помогает войти в контакт);
- Скажите, что и как можно добавить или изменить (Здесь важно быть очень конкретным: рассказать, как делать правильно, на Ваш взгляд);
- Расскажите, что будет в результате.
9. Не переходите на крик. Кто-то просто испугается и перестанет Вас слышать, а кто-то в ответ на крик начнет свое нападение.
10. Сохраняйте уверенность и спокойствие. Критика лучше воспринимается от уверенных спокойных людей.

Для подготовки материала использованы открытые Интернет-источники

Комментариев нет:

Отправить комментарий