1.                 Усталость или болезнь.

Психологи говорят, что есть несколько состояний, в которых человек становится более склонен к агрессии, в том числе, к агрессии родителя по отношению к ребенку: усталость, болезнь, скука, голод, ощущение одиночества. Взрослому нужно уметь отслеживать эти состояния и управлять ими.

2.                 Рутинность в отношениях с ребенком («день сурка: в школу - покормить - за уроки», или «как дела? – нормально», см. предыдущие состояния – скука и усталость).

Можно справляться за счет разнообразия тем общения и совместной деятельности, за совместные радости, за то, чтобы делать что-то ради удовольствия и общения, делать смешные и забавные вещи вместе: прогулки, посещение выставок и экскурсий, совместная игра или фотографирование, подурачится, потанцевать, посмотреть вместе забавный фильм или семейное чтение, приготовить вместе необычное блюдо и т.д. Главное – выделить время для удовольствия и безоценочного общения, взаимной поддержки и радости хотя 2-3 раза в месяц.

3.                 Завышенные ожидания от ребенка, не сбывшиеся ожидания, не успешность ребенка.

Ожидания могут быть как про успешность вообще (его жизнь должна быть такой, только так он будет счастлив), так и в каких-то мелочах, связанных с повседневной жизнью и общением.

Важно понять, откуда появились эти ожидания? Что в них вложено? Насколько родитель отделяет ребенка от себя и не вкладывает своих представлений происходящее в отношениях? Насколько он понимает индивидуальные и возрастные особенности ребенка в осуществлении этих ожиданий? Что самого страшного произойдет, что они не будут выполнены? Может ли ребенок за них отвечать?

4.                 Завышенные ожидания от себя как родителя, и от родительства, и от своего супруга. 

Часть таких ожиданий и требовательность к себе связана с ориентацией родителя на какие-то общественные или личные нормы и идеалы. Работа по снижению чувства вины, стыда, неуверенности. Принятие ошибок воспитания, поддержка родителя в том, что у него получается.

 Снижать уровень требовательности к себе, дать право родителю на самого себя.

5.                 Родительские страхи и ощущение потери контроля (плохо учится-не сдаст ЦТ – не поступит в университет и т.д. Или просидит в компьютере – втянут в «группы смерти» – что-нибудь с собой сотворит и т.д.).

Тревога родителей может влиять на ребенка. Научитесь справляться с чувством тревоги сами и научите своего ребенка.

Обсудите границы и возможности контроля – что можно и что нельзя контролировать. Научить ребенка быть самостоятельным, быть готовым поддержать, если ему понадобится помощь.

6.                Запрет на чувства: запрет на чувствование себя, на удовлетворение своих потребностей, на проявления негативных чувств, на слабость и т.д.

Важно понимать свои чувства и чувства ребенка, уметь их выражать и учить этому ребенка. Родители часто запрещают себе негативные чувства, которые накапливаются и выстреливают в агрессию.

Назад

Комментариев нет:

Отправить комментарий