«Ох, уж эти «Z»…, или Современные старшеклассники – кто они?

       В настоящее время много говорят о том, что современные подростки и юноши очень сильно отличаются от их сверстников, живущих 10-20-30 лет назад. В обществе кипит обсуждение того, что современные дети – представители поколения «Z» – не читают книг, мало гуляют на улице, игре в футбол они предпочитают игру на компьютере. Двухлетние малыши легче и экспертнее обращаются с техникой, чем их бабушки. Это пугает не только пожилых людей, но и родителей, даже довольно молодых, чье детство прошло на улице. Представители старших поколений находятся с детьми в состоянии конфронтации, стремясь лимитировать время за компьютером, «выгоняют» на улицу, заставляют читать толстые серьезные книги… О современных старшеклассниках говорят, что они живут в планшетах и смартфонах, и предпочитают живому общению общение в формате «онлайн». При этом они отлично работают с информацией, настаивают на собственном праве принимать решения, ценят честность и откровенность, и уже родители многому могут научиться у них.
        «Иксмены», миллениалы, центениалы – так сегодня называют три последних поколения жителей Земли, по сути – нас, наших родителей и наших детей. Представителям каждого из поколений присущи свои ценности, особенности мировоззрения и взгляды на жизнь.
       Многие из нас, педагогов и родителей учащихся лицея, являются представителями поколения «Х». Так называют людей, рожденных в 60-х-начале 80-х годов (примерно с 1963 г. до 1984 г.) ХХ века. «Иксмены» умеют адаптироваться к любым ситуациям, находить язык с разными группами. Самые самостоятельные из трех поколений – они с детства были предоставлены сами себе (родители всегда были на работе), поэтому все умели делать сами – приготовить, одеться, сделать уроки. С детства «иксы» приучены к мобильности – они посещали кружки, секции, лагеря, а свободное время проводили на улице. Представители этого поколения отличаются гиперответственностью, поэтому на первое место ставят заботу о других, иногда даже жертвуя собственными интересами. Не любят похвалу в свой адрес, сами не щедры на нее. Основная трудовая мотивация для представителей поколения «X» – это быть неотъемлемой частью корпоративной культуры, уверенность в завтрашнем дне и четкая организационная структура. «Иксы» привыкли строить свою карьеру постепенно, известно много примеров, когда они работают по 30-40 лет на одном и том же заводе, предприятии или госучреждении, где годами накапливают опыт, начав свой профессиональный путь с самых низких ступеней. Успех для них – стабильная работа, машина, собственное жилье, семья.
       Представители поколения «игрек» (1984-2000 годы рождения) рождены во времена серьезных идеологических перемен и полнейшей экономической неопределенности, росли без чувства уверенности в завтрашнем дне. Не торопятся начинать самостоятельную жизнь, обзаводиться собственным домом. Их привычная модель жизни – съемное жилье, зато в центре. «Игреки» не хотят концентрироваться только на решении профессиональных задач, поэтому они говорят о балансе «работа–жизнь» и совмещают учебу и работу с занятиями спортом, музыкой и другими увлечениями. Им важно найти себя и получить психологический комфорт, в том числе на рабочем месте. Престижная работа и высокая должность – не самоцель. Из-за развития соцсетей постоянно сравнивают себя с другими и испытывают неуверенность. Волнуются из-за непонимания своего будущего.
       Современные старшеклассники, рожденные в 2001-2003 годах, являются представителями поколения «Z». Еще это поколение называют центениалами, «цифровыми детьми». Традиционно люди поколения «Z» рассматриваются как дети родителей из поколения «Х», реже – поколения «Y». То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для центениалов уже настоящее. Они с детского возраста погружены в интернет, который теперь не ограничивается домашним компьютером и может быть доступен в любой момент благодаря смартфонам и планшетам.
       Поколение «Z» ориентировано на то, чтобы перерабатывать информацию короткими порциями – это так называемое «клиповое мышление». «Зеты» не будут читать «Войну и мир», они предпочитают короткие тексты, гораздо привычнее для них мини-новости, формат «твитов» и статусов в социальных сетях. И «переваривают» информацию они таким же образом: быстрее, но маленькими порциями. А это означает поверхностный подход к анализу информации и к принятию решений. «Зеты» максимально приближены к информации, неограниченный доступ к которой придает уверенности в своих взглядах, которые далеко не всегда правильны. Они настаивают на собственном праве принимать решения, периодически полагаясь и на мнение родителей (хотя не всегда ему следуя). Информационный бум играет скорее негативную роль в развитии личности, так как старшеклассники имеют необходимые знания и возможности для получения разнообразной информации, однако не способны к должному критическому её осмыслению и зачастую не могут отобрать необходимую.
        И общение со сверстниками, и обучение становится все более онлайновым. Это поколение «пользователей». Они используют все средства для общения в Сети – сутками сидят в социальных сетях, играют в онлайновые игры, постоянно рассказывают о своей жизни в блогах и общаются в Skypе. Общению в виртуальном пространстве часто отдается приоритет при выборе между личной встречей и обсуждению вопросов посредством электронной почты или мессенджеров. «Зеты» становятся всё менее общительными, более погруженными в себя и виртуальный мир и фантазии. На языке психологии – более интровертированными. При этом они ценят честность и откровенность. Многие живут в Сети в придуманных мирках, но некоторые пишут правдиво и откровенно – они очень открыты, и это часто шокирует людей старшего возраста.
       Отсюда, из специфики такого привычного для нового поколения виртуального способа коммуникации с окружающим миром, и вытекают психологические особенности поколения «Z». Дети и подростки лучше разбираются в технике, в чем-то материальном, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении. Это отражается даже на общении детей с родителями: коммуникативная дистанция между ними увеличивается, и цепочка социального наследования, передачи опыта прерывается. Нынче родители все меньше играют роль авторитета для своих детей – всезнающим авторитетом для последних становится интернет. Ну, а если дети не учатся у родителей, тогда родители начинают учиться у своих детей. Углубляется разрыв поколений, и то, что дети должны воспринимать от родителей – жизненный опыт и т.д., сейчас они в основном отбрасывают. Для них взгляды родителей безнадежно устарели, что само по себе является большим противоречием для общества. Ибо это означает, что от родителей молодежь будет отдаляться, мнением родителей пренебрегать, но в то же самое время ожидать, что родители будут решать ее проблемы. То есть новое поколение будет возлагать на родителей моральную ответственность за собственные проблемы – когда у них что-то не получается, они прибегают к самооправданию: это родители им не дали, не устроили, не научили.

Для подготовки материала использованы открытые Интернет-источники

3 комментария:

  1. Х в основном могут разбиратся в технике и в материальном, в человеческих эмоциях и в человеческом поведении. Z только в своём. Мир наших детей чёрствый и равнодушный.

    ОтветитьУдалить
  2. Вот чем плохо быть честными и откровенным и иметь клиповое мышление? Ведь на честности и откровения можно построить мир вовсем мире и объединить народы, ну клиповое мышление то-же не плохо, будем общаться по существу, а не травить друг другу байки😉Я считаю нормой поколение z.

    ОтветитьУдалить
  3. Теорий поколений множество, и не все учёные так категоричны в рассуждениях. Не каждый ребенок из Z соответствует приведенным здесь характеристикам. И никто не отменял воспитание и среду, влияние поколения родителей

    ОтветитьУдалить