В настоящее время много говорят о том, что современные подростки и юноши
очень сильно отличаются от их сверстников, живущих 10-20-30 лет назад. В
обществе кипит обсуждение того, что современные дети – представители поколения
«Z» – не читают книг, мало гуляют на улице, игре в футбол они предпочитают игру
на компьютере. Двухлетние малыши легче и экспертнее обращаются с техникой, чем
их бабушки. Это пугает не только пожилых людей, но и родителей, даже довольно
молодых, чье детство прошло на улице. Представители старших поколений находятся
с детьми в состоянии конфронтации, стремясь лимитировать время за компьютером,
«выгоняют» на улицу, заставляют читать толстые серьезные книги… О современных старшеклассниках говорят, что они живут
в планшетах и смартфонах, и предпочитают живому общению общение в формате «онлайн». При этом они отлично
работают с информацией, настаивают на собственном праве принимать решения,
ценят честность и откровенность, и уже родители многому могут научиться у них.
«Иксмены»,
миллениалы, центениалы – так сегодня называют три последних поколения жителей
Земли, по сути – нас, наших родителей и наших детей. Представителям каждого из поколений присущи свои
ценности, особенности мировоззрения и взгляды на жизнь.
Многие из нас, педагогов и родителей учащихся лицея, являются представителями поколения «Х». Так называют
людей, рожденных в 60-х-начале 80-х годов (примерно с 1963 г. до 1984 г.) ХХ
века. «Иксмены» умеют адаптироваться к любым ситуациям, находить язык с разными
группами. Самые самостоятельные из трех поколений – они с детства были
предоставлены сами себе (родители всегда были на работе), поэтому все умели
делать сами – приготовить, одеться, сделать уроки. С детства «иксы» приучены к
мобильности – они посещали кружки, секции, лагеря, а свободное время проводили
на улице. Представители этого поколения отличаются гиперответственностью,
поэтому на первое место ставят заботу о других, иногда даже жертвуя
собственными интересами. Не любят похвалу в свой адрес, сами не щедры на нее.
Основная трудовая мотивация для представителей поколения «X» – это быть
неотъемлемой частью корпоративной культуры, уверенность в завтрашнем дне и
четкая организационная структура. «Иксы» привыкли строить свою карьеру
постепенно, известно много примеров, когда они работают по 30-40 лет на одном и
том же заводе, предприятии или госучреждении, где годами накапливают опыт,
начав свой профессиональный путь с самых низких ступеней. Успех для них –
стабильная работа, машина, собственное жилье, семья.
Представители
поколения «игрек» (1984-2000 годы рождения) рождены во времена серьезных
идеологических перемен и полнейшей экономической неопределенности, росли без
чувства уверенности в завтрашнем дне. Не торопятся начинать самостоятельную жизнь, обзаводиться собственным
домом. Их привычная модель жизни – съемное жилье, зато в центре. «Игреки» не
хотят концентрироваться только на решении профессиональных задач, поэтому они
говорят о балансе «работа–жизнь» и совмещают учебу и работу с занятиями
спортом, музыкой и другими увлечениями. Им важно найти себя и получить
психологический комфорт, в том числе на рабочем месте. Престижная работа и
высокая должность – не самоцель. Из-за развития соцсетей постоянно сравнивают
себя с другими и испытывают неуверенность. Волнуются из-за непонимания своего
будущего.
Современные
старшеклассники, рожденные в 2001-2003 годах, являются представителями
поколения «Z». Еще это поколение называют
центениалами, «цифровыми детьми». Традиционно люди поколения «Z» рассматриваются
как дети родителей из поколения «Х», реже – поколения «Y». То, что предыдущие поколения
называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для центениалов уже
настоящее. Они с детского возраста погружены в интернет, который теперь не
ограничивается домашним компьютером и может быть доступен в любой момент
благодаря смартфонам и планшетам.
Поколение «Z» ориентировано на то, чтобы
перерабатывать информацию короткими порциями – это так называемое «клиповое
мышление». «Зеты» не будут читать «Войну и мир», они предпочитают короткие
тексты, гораздо привычнее для них мини-новости, формат «твитов» и статусов в
социальных сетях. И «переваривают» информацию они таким же образом: быстрее, но
маленькими порциями. А это означает поверхностный подход к анализу информации и
к принятию решений. «Зеты» максимально приближены к информации, неограниченный
доступ к которой придает уверенности в своих взглядах, которые далеко не всегда
правильны. Они настаивают на собственном праве принимать решения, периодически
полагаясь и на мнение родителей (хотя не всегда ему следуя). Информационный бум
играет скорее негативную роль в развитии личности, так как старшеклассники
имеют необходимые знания и возможности для получения разнообразной информации,
однако не способны к должному критическому её осмыслению и зачастую не могут
отобрать необходимую.
И общение со сверстниками, и обучение
становится все более онлайновым. Это поколение «пользователей». Они используют
все средства для общения в Сети – сутками сидят в социальных сетях, играют в
онлайновые игры, постоянно рассказывают о своей жизни в блогах и общаются в
Skypе. Общению в виртуальном пространстве часто отдается приоритет при выборе
между личной встречей и обсуждению вопросов посредством электронной почты или
мессенджеров. «Зеты» становятся всё менее общительными, более погруженными в
себя и виртуальный мир и фантазии. На языке психологии – более
интровертированными. При этом они ценят честность и откровенность. Многие живут
в Сети в придуманных мирках, но некоторые пишут правдиво и откровенно – они
очень открыты, и это часто шокирует людей старшего возраста.
Отсюда, из специфики такого привычного для нового
поколения виртуального способа коммуникации с окружающим миром, и вытекают
психологические особенности поколения «Z».
Дети и подростки лучше разбираются в технике, в чем-то материальном, чем в
человеческих эмоциях и в человеческом поведении. Это отражается даже на общении
детей с родителями: коммуникативная дистанция между ними увеличивается, и
цепочка социального наследования, передачи опыта прерывается. Нынче родители
все меньше играют роль авторитета для своих детей – всезнающим авторитетом для
последних становится интернет. Ну, а если дети не учатся у родителей, тогда
родители начинают учиться у своих детей. Углубляется разрыв поколений, и то,
что дети должны воспринимать от родителей – жизненный опыт и т.д., сейчас они в
основном отбрасывают. Для них взгляды родителей безнадежно устарели, что само
по себе является большим противоречием для общества. Ибо это означает, что от
родителей молодежь будет отдаляться, мнением родителей пренебрегать, но в то же
самое время ожидать, что родители будут решать ее проблемы. То есть новое
поколение будет возлагать на родителей моральную ответственность за собственные
проблемы – когда у них что-то не получается, они прибегают к самооправданию:
это родители им не дали, не устроили, не научили.
Для подготовки материала использованы открытые Интернет-источники
Для подготовки материала использованы открытые Интернет-источники
Х в основном могут разбиратся в технике и в материальном, в человеческих эмоциях и в человеческом поведении. Z только в своём. Мир наших детей чёрствый и равнодушный.
ОтветитьУдалитьВот чем плохо быть честными и откровенным и иметь клиповое мышление? Ведь на честности и откровения можно построить мир вовсем мире и объединить народы, ну клиповое мышление то-же не плохо, будем общаться по существу, а не травить друг другу байки😉Я считаю нормой поколение z.
ОтветитьУдалитьТеорий поколений множество, и не все учёные так категоричны в рассуждениях. Не каждый ребенок из Z соответствует приведенным здесь характеристикам. И никто не отменял воспитание и среду, влияние поколения родителей
ОтветитьУдалить